ЛІНГВОДИДАКТИЧНІ УМОВИ ПРОФЕСІЙНОЇ (МОВНИЙ) ПІДГОТОВКИ МАЙБУТНІХ ВЧИТЕЛІВ ПОЧАТКОВОЇ ШКОЛИ - Мои файлы - Матеріали конференції - Педагогіка-це твоє!

Категории каталога

Мои файлы [50]

Форма входа

Гостей: 1
Користувачів: 0


Понеділок, 05.12.2016, 07:26
Приветствую Вас Гість | RSS
Педагогіка-це твоє!
Главная | Регистрация | Вход
Матеріали конференції


Главная » Файлы » Мои файлы

ЛІНГВОДИДАКТИЧНІ УМОВИ ПРОФЕСІЙНОЇ (МОВНИЙ) ПІДГОТОВКИ МАЙБУТНІХ ВЧИТЕЛІВ ПОЧАТКОВОЇ ШКОЛИ
[ ] 22.05.2013, 16:58

Шикіна Наталія

ЛІНГВОДИДАКТИЧНІ УМОВИ ПРОФЕСІЙНОЇ (МОВНИЙ) ПІДГОТОВКИ МАЙБУТНІХ ВЧИТЕЛІВ ПОЧАТКОВОЇ ШКОЛИ

Постановка проблемы. Новые современные подходы к модернизации начального образования в Украине актуализируют проблему речевого развития младших школьников, в частности, совершенствование их речевой культуры. Это объясняется изменениями в социально-культурной жизни общества, которые оказали негативное влияние на формирование культуры речи носителей языка.

Стимулом совершенствования школьного обучения и воспитания в сложившейся социокультурной ситуации остается глубоко осознанная специалистами потребность найти пути создания оптимальных условий для свободного развития личности ученика, активного обогащения его интеллектуального и эмоционального опыта, приобщения к духовной красоте. Последнее предполагает и красоту одухотворенных человеческих отношений - некий культурный идеал. Средством достижения желаемого должна стать педагогика воздействующего диалога, нуждающаяся в учителе, речевая культура которого будет важнейшей составляющей его личности и основой профессионализма.

В связи с необходимостью подготовить педагога, соответствующего поставленной педагогической задаче, справедливо усиливается внимание к проблеме формирования у студентов, будущих учителей, культуры педагогического общения, в основе которой лежит не только образцовая речь, но и умение создавать в классе такую атмосферу доверия и взаимного интереса, которая позволит учителю и учащимся реализовать и приумножить свои творческие возможности в процессе совместной деятельности.

Таким образом, исследуемый вопрос является весьма актуальным.

Цель статьи: рассмотреть проблему формирования профессиональных навыков культуры речи у студентов педагогической специальности в процессе их языковой и методической подготовки, описать лингвометодические условия формирования навыков культуры речи будущих учителей начальных классов.

Анализ последних исследований и публикаций. Фундаментальное значение для понимания категории общения и речи имеют психолого-педагогические исследования А. А. Бодалева, Л. С. Выготского, Ф. Н. Гоноболина, И. А. Зимней, А. А. Леонтьева, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, С. Л. Рубинштейна и др.

Лингвистический аспект проблемы культуры речи освещен в работах Л. А. Введенской, Б. Н. Головина, К. З. Закирьянова, О. М. Казарцевой, А. В. Калинина. Т. И. Кузнецовой, Т. А. Ладыженской, О. И. Марченко, А. А. Мурашова, Л. Г. Павловой, Л. И. Скворцова, Е. Н. Ширяева и др.

Общие задачи профессионально-педагогической подготовки будущего учителя рассмотрены в работах О. А. Абдуллиной, С. И. Архангельского, P. M. Асадуллина, В. Э. Бауэр, Б .С. Гершунского, И. А. Зязюна, Е. А. Климова, Н. В. Кузьминой, Н. Д. Никандрова, Т. С. Поляковой, В. А. Сластенина, П. И. Чернецова.

Вопросы, посвященные формированию у студентов культуры речи, рассмотрены в исследованиях Г. Н. Артемьевой, Е. А. Бароненко, Е. Е. Боровковой, В. А. Возчикова, В. А. Григорьевой-Голубевой, С. З. Еникеевой, И. Р. Петерсон, А. А. Поздняковой, О. П. Протченко, Е. В. Прозоровой, Т. А. Слухай, О. В. Шмайловой.

В то же время анализ психолого-педагогической и лингвометодической литературы позволил установить, что, несмотря на глубокие исследования проблемы формирования профессиональных навыков культуры речи у студентов педагогической специальности в процессе их языковой и методической подготовки, она остаётся актуальной и требует дальнейшего изучения и рассмотрения.

Изложение основного материала. Русский язык и культура речи, коммуникативная культура в целом – базовый элемент любого гуманитарного, а, тем более, педагогического образования. Нельзя забывать, что основной вид деятельности учителя – коммуникативно-вербальный, и курсы дисциплин «Современный русский языка с практикумом» и «Основы культуры и техники речи» нужно рассматривать как профессиональные. Знание русского языка и умение им пользоваться – цель подготовки учителя. Формирование основ педагогической речевой компетенции у будущих учителей в процессе прохождения практики – важнейшая задача всего профессорско-преподавательского коллектива вуза, педагогов, методистов, курирующих процесс проведения пробных уроков и занятий. К педагогической коммуникации, как особой сфере педагогической деятельности, от организации которой во многом зависит эффективность учебно-воспитательного процесса в целом, повысился интерес психологов, педагогов, лингвистов.

Преподавание русского языка в педагогическом вузе имеет особое значение:

1) в силу того, что учителя способны в значительной мере изменить общую культурно-речевую обстановку в стране;

2) оттого, что язык – это основное «орудие труда»  педагога, умение владеть языком – основа основ профессии учителя;

3) т.к. сам процесс обучения мы можем рассматривать как процесс работы с текстами (устными или письменными), и успешность обучения студентов (впоследствии и их учеников – школьников) зависит от их коммуникативных навыков.

Для решения проблемы формирования профессиональных навыков культуры речи у студентов в процессе их языковой и методической подготовки были выделены компоненты профессиональной речи педагога и требования к ней.

Компоненты профессиональной речи педагога:

- качество языкового оформления речи;

- ценностно-личностные установки педагога;

- коммуникативная компетентность;

- четкий отбор информации для создания высказывания;

- ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

Основные профессиональные требования к речи учителя следующие.

Правильность - соответствие речи языковым нормам. В общении с учащимися педагог использует основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Учитель должен обращать особое внимание на семантическую (смысловую) сторону речи, т.к. это способствует формированию у школьников навыков точности словоупотребления.

Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Учитель в общении с учениками учитывает, что в младшем школьном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития младших школьников (подражание), учитель заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность - особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи учителя является мощным орудием воздействия на ученика. Владеющий различными средствами выразительности речи педагог (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.), способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатый лексикон учителя способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи, так как в младшем школьном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка.

Уместность - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи учителя предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики возраста младших школьников нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести также правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

Наблюдение и анализ профессиональной деятельности учителей и студентов во время прохождения педагогической практики, собственный опыт работы в вузе и в школе показывают, что недостаточно систематизированная работа по формированию профессионально-речевой культуры приводит к тому, что у большинства учителей отмечаются серьезные затруднения в коммуникативной деятельности. Этот недостаток часто отмечается в научной литературе [2].

Таким образом, преподавание русского языка и культуры речи в педагогическом вузе определяется необходимостью оздоровления языковой обстановки, обеспечения высокого уровня профессионализма учителя в производственной, культурной и научной работе на государственном уровне. Л.П. Крысин справедливо отмечает: «Учителя школ – это интеллигенты. Основное качество речи интеллигента – «кодовые переключения», т.е. способность, которая вырабатывается в процессе социализации человека в культурно-речевой среде. Усвоение системы социальных ролей, свойственных данному обществу, идёт в тесном взаимодействии с усвоением норм речевого поведения, обеспечивающих оптимальное исполнение той или иной роли» [3]. Главная роль, к которой мы готовим студента, – роль учителя.

Систематические наблюдения за проведением уроков во время прохождения практики  позволили обобщить основные коммуникативные  недочёты  наших студентов:

1) неумение доступно, эмоционально, аргументировано говорить на уроках перед школьниками;

2) неумение наладить коммуникативный контакт с родителями;

3) неумение наладить коммуникативный контакт в межличностном общении с каждым учащимся;

4) неумение эффективно (на коммуникативном уровне) поддерживать дисциплину в классе;

5) неумение работать со школьной документацией.

Все эти претензии связаны с низким уровнем владения русским языком.

Культура речи педагога, педагогическая риторика, педагогический речевой этикет являются частью языкового воспитания.

Повышение коммуникативной компетенции следует рассматривать не только как задачу, стоящую перед преподавателями русского языка и культуры речи, но как имеющую общее значение, в реализации которой принимают активное участие студенты и профессорско-преподавательский корпус.

Таким образом, при формировании культуры речи в процессе профессиональной подготовки учителей внимание должно быть обращено:

- на борьбу со сквернословием в стенах вуза;

- на единство требований к устным монологическим ответам студентов;

- на рекомендации по работе с учебной литературой;

- на стандартизацию разных жанров учебно-научных письменных работ и т.д.

Особенно важно разработать систему контроля над коммуникативными навыками и умениями студентов.

Выводы. Анализ психолого-педагогической и лингвометодической литературы позволил выявить трудности, связанные с условиями организации и содержанием процесса формирования культуры речи  у студентов педагогической специальности. Особенно значимым здесь является решение проблемы формирования языковой личности, развитие аналитических и творческих способностей студентов – как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств. Из всего сказанного следует, что оптимизации профессиональной (в частности, речевой) подготовки студентов на занятиях способствуют:

- культура поведения преподавателя в вузовской аудитории, интегрирующая информативный и коммуникативный аспекты его деятельности, выполняющая одновременно нормативную и регулирующую функции, она помогает адаптации студентов к требованиям профессиональной подготовки;

- активизация межпредметных связей, применение рациональных приемов и прогрессивных средств обучения для успешной тренировки профессиональных коммуникативных умений студентов с целью подготовки их к практике в широком смысле слова.

Актуализируя эти факторы, мы сможем воспитать специалиста с развитой речью, индивидуальной культурной моделью, максимально приближающейся к общественному идеалу современного учителя.

Категория: Мои файлы | Добавил: zag-pedagogika
Просмотров: 406 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2016